100 лет - 100 дней
Специальный проект 
к юбилею «Известий»
Юбилейный номер "Известий" 13 марта 2017, 00:22 Олег Фочкин

Ватиканская миссия

До сих пор многие страницы «извес­тинской дипломатии» закрыты грифом «секретно». В их числе встреча Алексея Аджубея и его супруги Рады с папой римским Иоанном XXIII. Главный редактор газеты вел переговоры с главой Римской католической церкви по поручению первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева.

Фото: Алексей Аджубей, главный редактор газеты "Известия" с гостями редакции, 1960-е гг. ИЗВЕСТИЯ/Сергей Смирнов.

Документы, связанные с этой историей, до сих пор не рассекречены, что «Известиям» подтвердили в пресс-бюро Службы внешней разведки. Однако у этой встречи были свидетели, а ее непосредственными участниками стали главный редактор «Известий» Алексей Аджубей, его жена — дочь Никиты Хрущева Рада, спецкор газеты, а по совместительству советский разведчик Леонид Колосов и папа римский Иоанн XXIII.

Официальным поводом для поездки стало участие советских журналистов в церемонии вручения папе премии «За мир и гуманизм». Неожиданно Раду — главного редактора журнала «Наука и жизнь» — и Алексея Аджубея пригласили на церемонию награждения.

Далеко не все члены ЦК одобрили идею провести переговоры с главой Католической церкви. Но Хрущев дал добро. Перед отъездом он вручил Аджубею личное письмо для папы. К подготовке встречи активно подключили резидентуру советской разведки в Италии. Посланцы первого секретаря ЦК КПСС выехали в марте 1963 года в Рим с секретной миссией — подготовить встречу первых лиц.

Советский посол в Италии Семен Козырев дал главному редактору «Известий» и Раде сопровождающего — спецкора его же газеты в Италии Леонида Колосова, что выглядело вполне логично. Ведь никто не афишировал, что он был офицером Первого главного управления КГБ СССР, нашим разведчиком.

Как потом вспоминал Колосов, Аджубей отвез его в свой номер в гостинице и после короткого застолья сообщил главное:

— Леня, говорю это тебе первому в Риме. Поручение, которое мне дал Хрущев, гораздо сложнее, чем вам сообщили. Необходимо не только выяснить возможность визита Никиты Сергеевича в Италию и его встречи с папой, но и договориться, если это удастся, о заключении межгосударственного соглашения с Ватиканом и о взаимном открытии посольств в Москве и Риме. Позиции Хрущева в Политбюро ухудшаются, ему нужно сотворить что-то из ряда вон выходящее.

7 марта 1963 года встреча состоялась. Сначала прошла церемония вручения премии, после которой папа римский назначил аудиенцию советским посланникам. И тут возникло первое осложнение: советские гости остались без переводчика. Колосова на встречу с папой не пустили. Выручил сотрудник папского Восточного института отец Александр Кулик, подошедший к ним в конференц-зале. Он был русский, родился в Италии в семье эмигрантов.

Как потом вспоминала Рада, он подошел к ним и сказал:

— Я рекомендую не покидать зал после завершения церемонии и полюбоваться произведениями искусства, прежде всего потолочной росписью.

Они остались в зале одни, а затем появился Кулик и повел их по коридору в библиотеку, по дороге объясняя протокол встречи.

Папа принял супружескую чету в своей библиотеке. Алексей Иванович вручил папе поздравительное послание Хрущева, Иоанн XXIII — ответное послание. Аджубей вышел из личной библиотеки папы радостно возбужденным:

— Срочно едем, Леня. Подробности потом. Никому ни слова о встрече. Знаешь, что мне сказал Иоанн устно? «Надеюсь — так он сказал, — что, когда гос­подин Хрущев посетит Рим, мы оба найдем время, чтобы побеседовать с глазу на глаз... Я уверен, что и Хрущев не побоится такой встречи...» Если мы заключим соглашение с государством Ватикан, этот факт войдет в мировую историю и невероятно поднимет политический авторитет Никиты.

За успешное проведение встречи папы римского с посланцами руководителя СССР Леониду Колосову было досрочно присвоено звание капитана КГБ. Чтобы помешать дальнейшим контактам между Хрущевым и Папским престолом, ЦРУ и итальянские спецслужбы устроили покушение на главного редактора «Известий». В декабре 1963 года Аджубей снова прилетал в Рим и должен был ехать обратно в аэропорт в машине Колосова. Но в последний момент наш посол уговорил Алексея Ивановича сесть в свой «Мерседес». Это и спасло ему жизнь.

Уже на обратной дороге из аэропорта Колосов ехал по шоссе со скоростью 130–140 километров в час. Неожиданно машину потянуло влево, затем пос­ледовал сильный удар. Колосов вылетел на дорогу. Очнулся уже в больнице. Обе ноги были переломаны в нескольких местах, множество ушибов...

Технари посольства, позднее осмат­ривавшие машину, нашли в подрезанной покрышке левого переднего колеса специальную стальную шпильку. При большой скорости она проткнула камеру. Резидент советской разведки в Италии сразу же дал в Москву телеграмму: «По возвращении с аэродрома Фьюмичино на 13-м километре от Рима на автостраде Виа дель Маре разбился коррес­пондент «Известий» Леонид Колосов...» Аджубей получил ее, едва сойдя с трапа самолета в Москве. В редакцию он вызвал к себе друга Колосова — Николая Кузнецова: «Коля, Леня разбился. Иди пиши некролог».

Текст начинался так: «Мы его звали просто Леней за простоту, скромность и душевную щедрость. Трагическая и нелепая смерть вырвала из наших рядов талантливого журналиста, собственного корреспондента «Известий» в Италии, погибшего в автомобильной катастрофе...»

Вскоре выяснилось, что Колосов жив. Он вспоминает, что Аджубей долго смеялся, когда узнал, что Леонид жив, и решительно отказался отзывать его из Италии на лечение в Москву, чего тайно добивался резидент. Скандал поднимать не стали. Авария как авария... А Хрущев заплатил за лечение журналиста-разведчика $30 тыс.

Встреча советского лидера с папой Иоанном XXIII, как и ожидаемое тогда подписание межгосударственного соглашения между Советским Союзом и Ватиканом, не состоялась. Глава католиков умер 3 июня 1963 года от рака желудка, отказавшись от операции. А в октябре 1964 года Никиту Хрущева сняли со всех постов.

Журналист-международник Леонид Колосов, блестящий разведчик, на счету которого множество удивительных операций в Италии, ушел из жизни на 82-м году 11 января 2008 года. Он очень гордился своей работой в «Известиях».

Этот сюжет взаимоотношений России и Ватикана до конца еще не раскрыт.

Олег Фочкин, работает в «Известиях». 

Наверх


Патриарх Кирилл


Дмитрий Медведев


Валентина Матвиенко


Вячеслав Володин


Игорь Шувалов


Дмитрий Рогозин


Ольга Голодец


Сергей Лавров


Татьяна Москалькова

Читайте другие поздравления >

Архив газеты


События


Лица
Наверх