100 лет - 100 дней
Специальный проект 
к юбилею «Известий»
Юбилейный номер "Известий" 13 марта 2017, 00:19 Станислав Сергеев

Журналистская Голгофа

По страницам «Известий» можно изучать историю нашей страны. Но и сами «Известия» за прошедшие 100 лет стали частью этой истории — со всеми ее крутыми поворотами, тесно переплетенными героическими и драматическими этапами, судьбами людей на изломе эпох. О нескольких таких судьбах хочется вспомнить в нашем юбилейном номере, потому что в них, как в зеркале, — дыхание, голос, нерв времени, в котором жили эти люди. Речь — о главных редакторах «Известий».

Николай Бухарин, Иван Скворцов-Степанов - главные редакторы "Известий" в разное время - и заместитель наркома по иностранным делам СССР Лев Карахан на празднике Осоавиахима в Москве в 1928 году. Фото: архив "ИЗВЕСТИЯ"

В предвоенное время, до 1940-х годов, их называли ответственными редакторами. И это очень точно отражало основное требование к человеку, занимавшему главную должность в газете. Мерой этой ответственности порой становилась человеческая жизнь.

Юрий Стеклов (март 1917 – май 1917, октябрь 1917 – май 1925)

Редактором «Известий» в день создания газеты,28 февраля (13 марта) 1917 года, стал Юрий Стеклов — убежденный большевик-ленинец, прошедший царские тюрьмы и ссылки. Его назначение было одним из первых решений Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Однако уже в мае постановлением меньшевистского крыла РСДРП, временно взявшего верх в Петроградском совете, Стеклов был снят с должности. Лишь в октябре 1917-го первый главред вернулся в «Известия», чтобы проработать здесь до июня 1925 года. Страстный публицист, почти в каждый номер он писал передовые статьи, которые вошли в историю печати как «стекловицы», составившие своеобразную летопись первых лет советской власти. Стеклов был одним из авторов первой Конституции СССР.

После смерти Ленина началась борьба за партийную власть, и Стеклова вновь отстранили от серьезной идеологической работы. В1929 году его назначили зампредом Ученого комитета при ЦИК СССР, а потом и вовсе «ушли» на пенсию. В разгар сталинских репрессий 1930-х годов первого главного редактора «Известий» арестовали и отправили Бутырскую  тюрьму. В 1938 году Юрий Стеклов был приговорен к восьми годам «за контрреволюционную деятельность». Последние годы жизни он провел в Орловском централе, а затем был переведен в Саратовскую тюрьму № 1, где скончался от воспаления легких в сентябре 1941 года.

Федор Дан (май–октябрь 1917)

Соратником Ленина в начале XX века был и Федор Дан. Врач по образованию, он с головой ушел в революционную борьбу, со временем став одним из лидеров меньшевиков. Не кто иной, как Дан в мае 1917-го возглавил «Известия», сменив Стеклова. Долгие годы Федор Дан не упоминался в истории газеты из-за идеологического противостояния с вождем революции. Между тем на заре СССР Дан был видным политическим деятелем: именно он 25 октября 1917-го открывал эпохальный Второй всероссийский съезд Советов в Петрограде.

Однако один Ильич не простил партийного «сепаратизма» другому Ильичу. В 1921 году бывший узник царских тюрем Федор Дан оказался в тюрьме советской — «за организацию кронштадтского мятежа». В следующем году он был выслан в Берлин, а затем эмигрировал в США. До конца жизни Дан оставался идеологом «демократического социализма».

Иван Гронский (1928–1930, 1931–1934)

Родившийся в семье ярославских крестьян Иван Гронский прожил долгую и трудную жизнь. Участник Первой мировой войны (Георгиевский крест за мужество), русских революций и Гражданской, в 1925 году он окончил экономический факультет Института красной профессуры и был направлен на работу в «Известия» заместителем ответственного редактора Ивана Скворцова-Степанова. После его смерти стал и.о. редактора, а с 1931 года по февраль 1934-го — редактором. При нем в газету пришли авторами многие видные деятели отечественной культуры. Соратник Максима Горького, Гронский активно участвовал в подготовке Первого всесоюзного съезда писателей.

Гронскому благоволил сам Сталин, но и это не спасло его от всевидящего ока НКВД. В 1938 году он был арестован «за вредительство в литературе». Последовал приговор суда, по которому невиновный человек 16 лет провел в лагерях и тюрьмах ГУЛАГа, а затем был отправлен в ссылку. Лишь в 1954 году дело пересмотрено, Гронский освобожден и впоследствии реабилитирован. В последние годы жизни Иван Михайлович работал младшим научным сотрудником в Институте мировой литературы им. А.М. Горького. В 1974 году по представлению «Известий» он был награжден орденом Октябрьской революции — «за активную общественно-политическую и научную деятельность». Таковы повороты нашей истории.

Гарольд Крумин (июль 1930 – апрель 1931)

Как и его предшественники, Гаральд Крумин в молодые годы прошел школу революционной борьбы, что не помешало ему успешно закончить историко-филологический факультет Санкт-Петербргского университета. В 1919 году Ленин признал 25-летнего Крумина одним из лучших политэкономистов в своем окружении и доверил ему организацию работы газеты «Экономика и жизнь». Через 10 лет он был уже одним из руководителей «Правды», а с июня 1930 года —ответственным редактором «Известий». Но в этой должности он пробыл всего девять месяцев. В производственном конфликте между Круминым и его замом Гронским, рассмотренном на заседании Политбюро ЦК ВКП(б), Сталин занял сторону последнего, тихо добавив: «А Крумина мы отправим в командировку».

Крумина действительно отправили. Сначала в Свердловск (председателем Уралплана), затем в Челябинск (зампредом облисполкома), а в январе 1938 года — на Лубянку. «За связь с врагами народа» суд приговорил бывшего главреда «Известий»к 10 годам Ухтпечлага. Где он и погиб в мае 1943 года, вскоре после Дня большевистской печати, которой служил искренне и верно.

Николай Бухарин (февраль 1934 – январь 1937)

Особая страница в истории «Известий» и советской печати вообще — редакторство Николая Бухарина, ближайшего соратника Ленина, многогранной творческой личности. Он руководил газетой с февраля 1934 года — меньше трех лет. Ни до, ни долгие годы после него «Известия» не ожидались и не читались с таким интересом.

Последний номер газеты, подписанный Бухариным, датирован 16 января 1937 года. Через десять дней по анонимному доносу он был арестован как «правый уклонист». Находясь под следствием в Бутырской тюрьме, Николай Иванович начал писать автобиографический роман «Времена». Дописать его он не успел: в марте 1938-го был расстрелян как «враг народа». Реабилитирован в 1988 году.

Борис Таль (январь–ноябрь 1937)

За свою короткую жизнь (40 лет) сын механика на бакинских нефтепромыслах Борис Таль успел побывать в пяти разных ипостасях: подающий большие надежды студент физмата МГУ, бросившийся в революцию; комиссар — после Фурманова — легендарной дивизии Чапаева, за храбрость награжденный комдивом шашкой с его личной росписью; доктор экономических наук (соавтор учебника по экономике); крупный партийный деятель (руководитель отдела печати и издательств ЦК К ВКП(б); наконец, ответственный редактор «Известий».

Таль взялся за новое дело полным сил, планов и надежд. Но проработал в газете всего восемь с половиной месяцев: в ЦК поступило анонимное письмо, в котором утверждалось, что при новом редакторе газета превратилась в «гнездо троцкисто-бухаринских шпионов». 2 ноября 1937 года Борис Таль был арестован и через год расстрелян.

Алексей Аджубей (май 1959 – октябрь 1964)

Судьба Алексея Аджубея — качели. Лишенное радостей детство в Самарканде, подростком —участие в геологических партиях отчима, переезд с матерью-портнихой в Москву, школа-студия МХАТ, факультет журналистики МГУ, женитьба на студентке-однокурснице Раде Хрущевой. Родственная связь с дочерью главы государства дала выдающемуся природному таланту газетчика стартовую скорость. Следующие 12 лет жизни Алексея Аджубея стали временем его фантастического взлета в журналистике: за этот срок он прошел путь от стажера в «Комсомольской правде» до главного редактора «Известий».

Пятилетка Аджубея в «Известиях» подтвердила его право на роль реформатора в отечественной печати. Однако в 1964-м, когда постановлением октябрьского Пленума ЦК КПСС Никита Хрущев был снят со своей должности, качели судьбы его зятя снова рухнули вниз. 25 лет Алексей Аджубей был фактически лишен права на профессию.

Наверх


Патриарх Кирилл


Дмитрий Медведев


Валентина Матвиенко


Вячеслав Володин


Игорь Шувалов


Дмитрий Рогозин


Ольга Голодец


Сергей Лавров


Татьяна Москалькова

Читайте другие поздравления >

Архив газеты


События


Лица
Наверх