Четыре килограмма гонорара для Чаплина
В 1964 году судьбы «Известий» и великого кинорежиссера, сценариста и актера Чарльза Спенсера Чаплина пересеклись. Редакция совершила невозможное по тем и этим временам — получила эксклюзивное право на публикацию фрагментов автобиографии актера, а великий Чаплин получил «гонорар» — четыре килограмма черной икры из Елисеевского магазина, отправленной самолетом в Лондон в кастрюле из известинской столовой, во льду, взятом у мороженщиц на Тверской.
Все началось с того, что Чаплин выступил еще в одной ипостаси — он заявил о себе как о писателе, издав книгу мемуаров «Моя биография».
Вот что впоследствии писал об этом один из его биографов Ч.Д. Робинсон: «Права на издание своей автобиографии Чарли Чаплин продал английскому и американскому издательствам за полмиллиона долларов. А советская газета «Известия», напечатав отрывок в 1000 слов, за неконвертируемостью рубля прислала Чаплину в Швейцарию свой гонорар — 4 килограмма икры. Типично по-русски заплатили». И не без ехидства добавил: «Хорошо хоть не пенькой или воском». Оставим на совести биографа ничем в данном случае не оправданную иронию и неточное изложение фактов, но суть произошедшего изложена верно.
15 сентября в «Известиях» на треть полосы был напечатан большой материал — «Чаплин о себе». Лондонский корреспондент газеты Владимир Осипов (из плеяды знаменитых журналистов-международников) дал в нем краткое изложение отрывков из первой части книги, опубликованных 13 сентября в респектабельной газете Sunday Times.
Передав в редакцию этот текст со своими комментариями, Осипов сообщил Москве, что Sunday Times анонсировала публикацию второй части книги на 20 сентября. И тут же (13-го!) получил задание главного редактора Алексея Аджубея: правдами и неправдами пробиться к Чаплину и заполучить у него новые отрывки.
Осипов выполнил задание сверхоперативно: связался с Чаплином, передал ему просьбу редакции. И уже 16-го, а потом и 19 сентября «Известия» вышли с двумя чаплинскими текстами. В предисловии ко второй публикации, в частности, говорилось: Чаплин откликнулся на просьбу редакции, заметив в шутку, что не прочь по этому случаю отведать русской икры. В шутливой просьбе была доля правды: он готовился к презентации своей книги в лондонском издательстве Bodley Head.
А в московской редакции 14 сентября объявили аврал. В Елисеевский магазин был «командирован» коллега и друг Осипова Мэлор Стуруа. Он купил банку черной икры (стоила она тогда по 22 рубля за килограмм) и помчался в аэропорт Шереметьево. Это было в среду, а в четверг утром рейсовый Ту-104 доставил в Лондон посылку-«гонорар». Через несколько часов Владимир Осипов привез ее в отель «Савой», где остановился Чарли Чаплин.
Через несколько дней Осипов был приглашен на презентацию только что вышедшей книги. Он оказался единственным журналистом в небольшой компании, собравшейся в кабинете издателя г-на Райнхардта. «Рассказывает Чарли Чаплин» — так назывался репортаж Осипова о встрече с великим режиссером и актером, опубликованный в «Известиях» 26 сентября. Вот отрывок из этой публикации:
«Меня представили Чаплину.
— А! — широко улыбнулся Чаплин, протягивая руку. — Рад видеть вас. Спасибо «Известиям» за икру. Она была великолепна.
— Нам в «Известиях» хотелось отметить начало вашей новой карьеры — литературной...
Я передал Чаплину приветствия и теплые пожелания редакции «Известий», сказал ему о том, как хотели бы видеть его в нашей стране советские кинематографисты, да и все поклонники его искусства, которых у нас миллионы. Чаплин внимательно выслушал и сказал в ответ: «Мне приятно, что «Известия» проявили интерес к «Моей биографии». Я отношусь с глубоким уважением и симпатией к народу России и надеюсь посетить вашу великую страну».
Через четверть века в своей книге «Те десять лет» Алексей Аджубей вспоминал, как собирали посылку Чаплину, и уточнил важную деталь. «В «Известиях» незадолго до этого побывал главный редактор Sunday Times и не без апломба пытался учить нас оперативности и находчивости. Но у него, когда он увидел известинские публикации, — пишет Аджубей, — хватило характера пошутить — он позвонил в редакцию и попросил разрешения прислать своего сотрудника на стажировку в Москву».