Время летит!
Все сто лет своей истории «Известия» были ярким, новаторским, символизирующим время изданием. Передовые издательские технологии и журналистика высоких профессиональных стандартов — это сочетание создало уникальный бренд.
В Петербурге 1917 года издание выходит в типографии газеты «Копейка», принадлежащей Ивану Сытину, а после переезда в 1918 году в Москву занимает редакцию сытинского «Русского слова» — лучшей газеты царской России. Таким образом, «Известия» сразу наследуют знаменитой печатной традиции. Многие сытинские полиграфисты и журналисты переходят работать в газету, принося с собой профессиональные технологии и знания, а сам Иван Сытин с сочувствием относится к новому изданию. Когда редакция начнет строить новое конструктивистское здание, Сытин будет приходить на стройплощадку и помогать архитекторам с проектом, ведь в типографии должны стоять тяжелые современные машины.
А пока «Известиям» достается самая передовая издательская техника своего времени. До нас дошел документальный фильм 1924 года «Микроб коммунизма», где показана работа редакции от летучки и обсуждения номера до типографского набора и печати. В фильме поэт Владимир Маяковский пишет стихотворение срочно в номер, а нарком Николай Семашко дает интервью корреспонденту газеты в своем кабинете. Видео позволяет сравнивать процесс создания номера сегодня и почти сто лет назад — технологии производства ушли далеко вперед, стали цифровыми, но суть журналистской работы осталась прежней: добыча эксклюзивной информации, оперативность, попадание в болевую точку общественного интереса, качество текста и достоверность факта. «Известия» сняли свое корпоративное кино так, что оно стало ярчайшим документом эпохи.
Газета хотела быть остросовременной с самого начала. Сохранились воспоминания об инновациях того времени: редактор закладывал гранки в железный бочонок и по электропроводу бочонок шел в типографию. Когда Максим Горький приехал в «Известия», журналисты хотели продемонстрировать ему чудо техники, но волновались, сработает ли. Сработало. «Пошел! Пошел! Пошел!» — на «о» зарокотал писатель прямо-таки с детским удовольствием, вспоминала помощник ответсекретаря Занозина.
«Известия» первыми из советских газет адаптируются к новой экономической политике — в 1921-м начинают публиковать коммерческую рекламу. На подачу объявлений стоит очередь, редакция зарабатывает столько, что может начать строительство нового здания на собранные деньги. Средства газеты даже изымаются правительством в пользу народного социалистического хозяйства.
Шедевр конструктивизма архитектора Григория Бархина готов к 1927 году — 10-летию газеты. Новейшая типография, оборудованная немецкими машинами, была способна печатать 180 тыс. экземпляров в час.
В 1931 году над зданием «Известий» появляется первая в Москве «бегущая строка» с информацией о погоде, цитатами из передовиц, рекламными сообщениями. Это был своеобразный электронный дайджест, digital-технологии 30-х. Война заставила строку погаснуть, но в 60-е над зданием на Пушкинской снова побежали буквы — главный редактор Алексей Аджубей привез из ФРГ новое оборудование. В Москве говорили, что, если выйти в ночь перед выпускным школьным сочинением на Пушкинскую, можно поймать момент, когда табло покажет тему, которую зададут школьникам. Бегущая на темном московском небе строка над «Известиями» — излюбленный кадр кинематографистов периода «оттепели».
«Известия» в 1961 году на следующий день после полета Юрия Гагарина выпускают книгу о первом космонавте. Материалы одновременно верстаются в газетные полосы и книжный макет. Спецвыпуск библиотеки «Известий» «Советский человек в космосе» вышел тиражом 300 тыс. экземпляров — это и по нынешним меркам огромный размах и беспрецедентная оперативность.
В 60-е «Известия» технологически опять опережают время. Впервые в отечественной прессе запускается приложение «Неделя», созданное по тому же принципу, что и ставшие невероятно популярными после войны приложения к крупнейшим европейским газетам. Издание для семейного чтения со множеством фотографий, рисунков, стихотворений, рецензий становится точкой притяжения советских шестидесятников, на нем, без преувеличения, выросли поколения.
«Известия» придумывают, как опередить конкурентов даже в условиях жесткого регулирования и стандартизации прессы — московский выпуск газеты начинает выходить вечером, забирая всю читательскую аудиторию. Человек по пути с работы покупает свежую газету. Конкуренты опаздывали на полсуток, что в журналистике означает — опаздывали навсегда. Тираж газеты вырастает до 10 млн экземпляров — огромная цифра! На «Известия» подписываются, стоят в очередях в киоски.
Выходят радиовыпуски газеты — мультимедийными «Известия» стали еще в 60-х. За тридцать лет до того, как это сделали постперестроечные газеты в новой России, «Известия» создали современный тип медийного офиса — служба информации работала в опен-спейсах, а не в кабинетах, как это было принято в советской прессе, стены были покрашены в яркие цвета для хорошего настроения и творческой атмосферы.
Авторские материалы всегда были сильной стороной издания — с момента создания и до сих пор. Этой традиции газета не изменяла весь прошедший век. Авторская журналистика, эссеистика принесли «Известиям» огромные тиражи, любовь и доверие читателей. Это было своего рода ноу-хау — личная заинтересованность автора, яркий литературный стиль, имена, появления которых на станицах газеты ждали. Этот подход к прессе был актуален и тогда, оставаясь таким и сейчас, в эпоху персонализации контента. Читатель и автор, их взаимное доверие — журналистский прием, найденный «Известиями» в самом начале своей истории, профессиональный стандарт и секрет.
«Известиям» доверяли, и потому в редакцию писали всегда — начиная с первых дней работы газеты. Государственный архив Российской Федерации хранит обращения в газету, датированные 1917 годом: читатели высказывают свое разочарование Федором Шаляпиным, который выступает за большие деньги перед буржуазией, а перед простыми людьми — не желает; жалуются на комиссара, плохо исполняющего свои обязанности; благодарят за революцию, но недовольны «старорежимным жалованием», которого ни на что не хватает; просят журналистов писать на хорошем русском языке, а то в газетах много непонятных слов и приходится читать русские народные сказки; просят узаконить разводы, потому что жены, пока мужья на фронте, делают что хотят, и даже требуют разъяснить, какое может быть равноправие у «баб с мужиками».
В этом смысле мало что изменилось за столетие — читатели пишут на сайт, в соцсети. В 60-х знаменитый отдел писем газеты превращается, по сути, в огромный интерактивный проект: 27 известинских общественных приемных работали в разных городах страны, в них поступали сотни тысяч обращений в год. Обращения читателей становились поводом для журналистских материалов. Крылатое выражение «Письмо позвало в дорогу» — это название известинской рубрики.
«Известия», прожившие 100 лет вместе со страной, сегодня — мультимедийное издание, инновационное и одновременно верное традициям качественной отечественной прессы.
Эксклюзивная информация о ключевых российских и зарубежных событиях, авторские материалы, аналитика, дающая ключ к пониманию событий, новые формы и каналы подачи информации — это настоящие «Известия», издание для тех, кто хочет жить в России и быть частью современного мира.