100 лет - 100 дней
Специальный проект 
к юбилею «Известий»
Юбилейный номер "Известий" 13 марта 2017, 00:16 Евгения Пищикова

Еще раз про любовь

Все помнят сцену из мелодрамы «Мос­ква слезам не верит», в которой Катерина, директор завода и депутат Моссовета, приходит инспектировать клуб знакомств и признается, что сама не замужем. Героиня Ахеджаковой, председательница клуба, трогательно растеряна: «Ну я не знаю, если уж и в Моссовете...» Так вот — и служба семьи, и клубы знакомств, бесконечно модные в 1979 году, когда снимался фильм, появились в Москве после публикаций «Недели», воскресного приложения к «Известиям». Даже в пореформенное время никакая газета не имела такого мощного прямого влияния на повседневную жизнь.

Воскресное приложение "Неделя" публиковало статьи на тему семейной жизни и любви. Читатели отвечали изданию взаимностью - заваливали редакцию письмами. Фото: архив "ИЗВЕСТИЯ"/Виктор Ахломов

Елена Романовна Мушкина сейчас пишет книги. Например, про пять поколений своей купеческой семьи, все члены которой жили внутри Садового кольца. И сама Елена Романовна живет на Спиридоновке, на одиннадцатом этаже советской башни из розового кирпича, и утром здоровается со звонарем на колокольне церкви Вознесения Господня, той, где венчался Пушкин. «Машу ему рукой», — говорит она. Если воспользоваться пленительной стилистикой советской журналистики, Елена Романовна много знает о труде звонаря, по крайней мере о светской стороне труда, — она всегда старалась делать громкие материалы, которые могли прозвучать. Тридцать три года она проработала сотрудником, а потом редактором отдела семьи и быта «Недели».

Невозможно в маленькой заметке описать тридцать лет работы одного из самых любопытных газетных отделов страны. Поэтому мы рассказываем о самых интересных публикациях «Недели».

Первая публикация, появившаяся в 1975 году, — это, конечно, статья социолога Юрия Рюрикова «Семейная жизнь». После публикации в газету пришло 20 тыс. писем — и началась работа по организации общественного совета по проблемам Службы семьи и, собственно, самой Службы семьи и клубов знакомств, отдела по вопросам семьи и брака в том же Моссовете.

Вы только поглядите, что пишет Рюриков: «У женившихся по расчету удачных браков в полтора раза больше, чем у влюбленных... Важный рычаг, который поможет здесь многим людям, — это общественная «служба совместимости», без которой нам, наверное, не обойтись». Для 1975 года сильно — собственно, и сегодня этот материал привлек бы к себе внимание. Сейчас мы меньше верим в силу общественных служб. Тогда это было оглушительно.

Уговорила Рюрикова дать статью в «Неделю» Елена Мушкина: «Мы встретились на совещании в «Агверане» — это маленький пансионат под Ереваном. Пансионат окружен горами. Городского транспорта нет — ни уйти, ни уехать. Ему от меня убегать было некуда. Только в горы».

Юрий Рюриков отдал в «Неделю» отрывок из своей крупной работы, которая готовилась к публикации в журнале «Молодой коммунист», и это было большим утешением для руководства газеты. «Все же «Молодой коммунист», не «Мурзилка», — говорит Елена Романовна, — мы все боялись увольнения из-за этой статьи, время было такое, слово «бюстгальтер» в газете было написать нельзя».

Это правда, в статье о дефиците лифчиков, которая появилась в печати позже, тот предмет дамского туалета именовался женским корсетным изделием и еще почему-то бюстенхальтером.

Но в любом случае публикация «Семейной жизни» Рюрикова была принята благосклонно.

Все последующее десятилетие прошло в «Неделе» под знаком этого текста. Самой яркой рубрикой газеты стала «Разрешите познакомиться» — то есть, собственно, письма — брачные предложения, которые чрезвычайно осторожно начали появляться в «Неделе».

Все началось с писем. «Сказать, что это был шквал, значит, не сказать ничего, — говорит Елена Мушкина. — Буря писем, ураган, смерч. Читатели рассказывали душераздирающие истории о неудавшейся личной жизни, просили о помощи. Я вывалила на стол главного редактора гору писем. Малую часть. Что будем делать? Каким-то шестым чувством, наитием он понял — вот он, звездный час «Недели». Будем печатать».

С этими письмами связано множество внутриредакционных историй, и все они — о пропажах писем. Об утечке важной информации — брачных, по сути, объявлений. До какой степени это новое казалось важным — брачное объявление чудилось особенным шансом, который, возможно, способен переменить всю жизнь.

«Например, — говорила Елена Романовна, — в Баку проходила Всесоюзная научно-практическая конференция по вопросам нравственного воспитания. Уровень высочайший. Проводил конференцию Гейдар Алиев. Приветственную телеграмму прислал Леонид Брежнев. 12 секций. Одна из них — «Семья в системе нравственного воспитания». Я везла с собой письма о знакомствах, пришедшие в редакцию, — красноречивый материал к докладу главного редактора. Папка со скоросшивателем, чтобы нельзя было вытащить ни одной странички. Валентин Акимович Архангельский, главный редактор наш, говорит прочувствованно, письма цитирует. Потом папка пошла по рядам. Я глаз с нее не спускаю. На миг отвернулась — и нет ее. Забыв о правилах приличия, бросаюсь на трибуну: «Кто украл?» Голос срывается, я едва сдерживаю слезы. Это же письма о знакомствах! «Поэтому и забрали!» — хохочет зал. Архангельский нашелся: «Вот лишнее доказательство, как нужна служба знакомств!» А папку так и не нашли. Легче было тогда тысячу долларов найти!»

На конференции высочайшего уровня утащили папку с письмами о знакомствах — при наших-то нынешних «Мамбах» о таком и думать смешно. Истинное доказательство, что важна не сама информация, а уровень ее доступности.

О том же говорит и Елена Романовна: «Я часто вспоминала эту историю, когда в 90-е у нас была рубрика «Сваха». Что ж, для Вселенной 20 лет мало. Что вчера было не можно, то сегодня ерунда».

Итак, уже девяностые. Какая публикация стала самой громкой в девянос­тых годах?

Текст о десятилетии первого ребенка, рожденного из пробирки. Это был мощный, сильно прозвучавший текст самой Елены Мушкиной. Он один из первых дал массово доступную и понятную информацию об ЭКО и вместе с ней надежду многим бездетным парам.

1997 год: «Первому ребенку из пробирки 10 лет». Елена Романовна описывает черноглазую Леночку с «улыбкой, как у Гагарина». Первый ребенок, рожденный с помощью ЭКО, как первый космонавт. Этот материал дорог Елене Романовне потому, что он еще и про нее, про ее первое вхождение в новый газетный космос.

«Нас закрыли 9 мая, — говорит она, — и Игорь Голембиовский, главный редактор «Известий», тут же подписал приказ о создании новой «Недели» — справочно-рекламно-информационной. Я ходила к Голембиовскому, говорила, чтобы он оставил меня в новой «Неделе» без зарплаты. «Оставь мне стол, стул, телефон и удостоверение! Я буду их учить, тех детей, которых вы в штат набрали». Я пришла к Юре Сорокину, назначенному главным редактором «Недели». Ему было 33 года. Он дал мне задание: «Если вам уж так хочется, напишите о работе прачечных. Адреса, телефоны». Я пыталась там остаться. Это был мой дом».

Евгения Пищикова, работала в «Известиях» с 1998 по 2001 год.

Наверх


Патриарх Кирилл


Дмитрий Медведев


Валентина Матвиенко


Вячеслав Володин


Игорь Шувалов


Дмитрий Рогозин


Ольга Голодец


Сергей Лавров


Татьяна Москалькова

Читайте другие поздравления >

Архив газеты


События


Лица
Наверх