100 лет - 100 дней
Специальный проект 
к юбилею «Известий»
Портрет года Дмитрий Петров

1935. Под знаком почета

В стране разворачивается мощное движение за перевыполнение трудовых норм и планов, которое становится одним из самых массовых во 2-й пятилетке. «Известия» не только освящают его подробно и масштабно, но и сами становятся участниками всеобщего соревнования. Застрельщиком стахановского движения в «Известиях» выступает печатник Ф. Жариков, своим рекордом доказавший возможность обслуживания двух машин одновременно.

Москва. Установка рубиновых звезд на башни московского Кремля. 1935 год. Фото: архив "ИЗВЕСТИЯ"/Николай Фокин

31 августа на шахте «Центральная–Ирмино» в Донбассе забойщик Алексей Стаханов и два его помощниказа одну смену добывают 102 т угля при норме 7 т. То есть в 14,5 раза больше, чем положено добывать на одному забойщику. Эту рекордную смену готовят заранее, как показательную. Ее задача — вдохновить трудящихся на новые свершения. И дать старт широкому движению, направленному на рационализацию труда и перевыполнение норм и планов в промышленности и других сферах жизни.

​​​​​​​

Вскоре рекорд Стаханова превосходят шахтеры Дюканов, Изотов, Поздняков, Концедалов, а затем снова — сам Стаханов.

6 сентября «Правда» рассказывает об этом опыте в статье «Советские богатыри».

Имя Стаханова становится своего рода флагом широкого движения, в которое включаются работники сотен предприятий по всей стране. «Известия» в каждом номере сообщают о съездах стахановцев, о встречах председателя ЦИК СССР Михаила Калинина со стахановками парфюмерной и других отраслей.

Попутно развивается движение ткачих, которому дают начало ивановские работницы-однофамилицы Дуся и Маруся Виноградовы, обслуживающие рекордное количество станков. Развивается стахановское движение на строительстве Московского метро. Весной открываются его первые станции, но стройка продолжается и становится одним из важнейших проектов и достижений 2-й пятилетки.

Движение за ударный труд становится национальным. 14 ноября в Кремле открывается Первое всесоюзное совещание стахановцев. На ней звучит фраза Сталина, которой суждено стать крылатой: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее. А когда весело живется, работа спорится… Если бы у нас жилось плохо, неприглядно, невесело, то никакого стахановского движения не было бы…»

А вскоре в СССР учреждают новый орден — «Знак почета». Отныне его присуждают частным лицам и предприятиям за высокие достижения в производстве, научно-исследовательской, государственной, социально-культурной, спортивной и иной общественно полезной деятельности. А также за проявления гражданской доблести.

Труд, ориентированный на перевыполнение плана превращают в своего рода повседневный образец отношения к труду, самоотверженности и эффективности. При этом подчеркивается, что стахановцы делают это не ради дополнительного заработка или славы, а стремясь к развитию своих предприятий и всей советской промышленности.

Появляются «танкисты-стахановцы», «летчики-стахановцы»…

Увы, 1935 год отмечен и крупными авиакатастрофами: в Москве в результате ошибки пилотов погибает крупнейший самолет того времени — восьмимоторный АНТ-2 «Максим Горький». А вскоре крупная авария происходит на Дальнем Востоке.

Так или иначе, но развитие авиации в СССР продолжается, а профессия летчика становится одной из популярнейших в стране. О ней мечтают, как в 1960-х станут мечтать о космических полетах. Этому во много способствует советское кино. Прежде всего — вышедшие в 1935 году фильмы «Летчики» Юрия Райзмана и «Аэроград» Александра Довженко. Стране нужно всё больше хорошо подготовленных пилотов и других военных специалистов — ощущается приближение большой войны.

Поэтому Советский Союз непрерывно ведет активную дипломатическую работу, направленную на предотвращение масштабной войны, к которой он еще не готов. С этой целью 2 мая СССР и Франция, где у власти находятся левые партии, подписывают Пакт о взаимной помощи. Через две недели схожий договор заключают СССР и Чехословакия.

«Известия» остро чувствуют момент — и выпускают альманах «День мира». Идея принадлежала писателю Максиму Горькому, редакторскую группу возглавил публицист Михаил Кольцов. Дату выбрали произвольно — 27 сентября 1935 года, рядовая пятница — и описали, каков этот день в разных странах мира для разных людей. Пафос был, несомненно, пацифистский. На призыв «Известий» участвовать откликнулись Генрих Манн, Ромэн Ролан, Герберт Уэллс, Стефан Цвейг, Бертольд Брехт, Эльза Триоле, Мартин Андерсен-Нексе, Карел Чапек и другие писатели и публицисты. Потом «Известия» не раз вернуться к этой блестящей идее — уже в новом времени и новых обстоятельствах.

Архив газеты "Известия":​​​​​​​​​​​​​​

Ученые года. Фредерик и Ирен Жолио-Кюри получают в 1935 году Нобелевскую премию по химии «за выполненный синтез новых радиоактивных элементов». Это действительно прорывное научное открытие. В годы Второй мировой войны Фредерик Жолио-Кюри использует возможности своей лаборатории для изготовления взрывчатых веществ и радиоаппаратуры для борцов Сопротивления. После войны активно участвует в антивоенном движении, возглавляет Всемирный совет мира, не раз бывает в Москве. «Известия» подробно освещают его деятельность.​​​​​​​

Наверх
О проекте:
Россия и «Известия»: 100 лет вместе. Каждый день мы публикуем материалы по году из истории газеты, истории страны: события, лица, знаковые статьи и архивные документы. Пройдите с нами по страницам прошлого.


Юбилейный номер газеты

Архив газеты


События


Лица
Наверх