100 лет - 100 дней
Специальный проект 
к юбилею «Известий»
Исторический клуб Мария Царева

1933 год: По следам Великого Комбинатора

О первых автопробегах в СССР

Первый трактор. Фото: архив "ИЗВЕСТИЙ"

В начале 1930-х годов в СССР полным ходом шла индустриализация. Вся страна превратилась в одну гигантскую стройку. Энтузиастами осваиваются все доступные на тот момент виды транспорта: от трактора до самолета и поезда. Аббревиатуру «Автодор» — Общество содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог, по выражению знаменитого публициста того времени Михаила Кольцова, могут с ходу расшифровать даже дети.

В стране начинается серийный выпуск автомобилей. Перед тем как наладить массовое производство новых машин, руководство заводов принимает решение — устроить испытание для техники в виде масштабного автопробега по маршруту «Москва — Кара-Кум — Москва». Основная масса советских водителей предпочитает заграничные автомобили и критически отзывается об отечественных машинах, называя их «форменным ширпотребом», так что советские грузовики и легковушки отчаянно нуждаются в мощной пиар-кампании.

Сказано — сделано. 6 июля 1933 года ровно в 12 часов по московскому времени 96 человек и 23 автомобиля, среди которых были и импортные модели, отправляются в путь протяженностью 9000 км. В автопробеге участвуют шесть легковых «ГАЗ-А», шесть грузовых полуторатонных «ГАЗ-АА», два опытных образца трехосных «ГАЗ-ААА», четыре 2,5-тонных грузовика «АМО-3», три импортные трехосные Ford-Timken, одна экспериментальная «трехоска» «НАТИ-ГАЗ» и один отремонтированный заводом ВАРЗ грузовик Ford-АА. Инженеров и техников сопровождает специальный корреспондент «Известий» Эль-Регистан. Чтобы постоянно подогревать читательский интерес к автопробегу, он каждый день будет присылать в редакцию подробные отчеты о проделанном пути, а также о состоянии людей и автомобилей.

Справедливости ради стоит отметить, что это был далеко не первый пробег, который освещали на своих страницах «Известия». Автопробеги в СССР были популярны, и материалы о них появлялись в газете регулярно. Интонация и стиль таких путевых заметок стали настолько узнаваемы, что писательский тандем Ильи Ильфа и Евгения Петрова не мог пройти мимо этой яркой черты эпохи. В романе «Золотой теленок» Великий Комбинатор пользуется «Известиями» для построения своих хитрых схем по обогащению:

«Остап вынул из кармана «Известия» и громким голосом прочел экипажу Антилопы заметку об автомобильном пробеге Москва — Самара — Москва.

— Сейчас, — самодовольно сказал он, — мы находимся на линии автопробега, приблизительно в полутораста километрах впереди головной машины. Полагаю, что вы уже догадались, о чем я говорю?

Нижние чины Антилопы молчали. Паниковский расстегнул пиджак и почесал голую грудь под грязным шелковым галстуком.

— Значит, вы не поняли? Как видно, в некоторых случаях не помогает даже чтение газет. Ну, хорошо, выскажусь более подробно, хотя это и не в моих правилах. Первое — крестьяне приняли Антилопу за головную машину автопробега. Второе — мы не отказываемся от этого звания. Более того, мы будем обращаться ко всем учреждениям и лицам с просьбой оказать нам надлежащее содействие, намекая именно на то, что мы головная машина. Третье... Впрочем, хватит с вас и двух пунктов. Совершенно ясно, что некоторое время мы продержимся впереди автопробега, снимая пенки, сливки и тому подобную сметану с этого высококультурного начинания».

Кто знает, возможно, идею с автопробегом подкинул авторам работавший в «Известиях» карикатурист Борис Ефимов, с которым у писательского тандема были теплые приятельские отношения?

Что касается невымышленного автопробега по маршруту Москва — Кара-Кум — Москва, то всё шло, как и было задумано: легковые и грузовые советские машины отлично выдерживали экзамен на прочность — их механизмы работали идеально. А вот их импортные «коллеги» начали давать сбой уже после первой тысячи километров. До того как автомобили вступают в пески пустыни Кара-Кум и обрывается телеграфная связь, Эль-Регистан успевает самолетом отправить в «Известия» заметку «Водитель меняет мнение», в которой он рапортует, что новым автомобилям удается завоевать расположение водительского состава.

И вот наконец после 86 дней изнурительных испытаний, пройдя по территории 11 национальных республик, трех краев и девяти об­ластей, колонна машин победоносно вернулась в Москву. Моторы были в прекрасном состоянии, а все люди здоровы. В октябре этого же года участники Каракумского автопробега посетили и редакцию «Известий», где поблагодарили ответственного редактора товарища Ивана Гронского за успешную пиар- кампанию, развернутую вокруг пробега на страницах газеты и приковавшую внимание всей страны к задачам автомобилизации и дорожного строительства. А 34-летний корреспондент Эль-Регистан был премирован за ударную работу. Через 10 лет ему суждено было прославиться на всю страну, став одним из авторов гимна СССР.

Читайте также:
Наверх
О проекте:
Россия и «Известия»: 100 лет вместе. Каждый день мы публикуем материалы по году из истории газеты, истории страны: события, лица, знаковые статьи и архивные документы. Пройдите с нами по страницам прошлого.


Юбилейный номер газеты

Архив газеты


События


Лица
Наверх