1941. Вставай, страна огромная!
22 июня 1941 года – трагическая дата, навсегда вписанная в историю нашей страны. Великая Отечественная война… Более 20 миллионов жизней, искалеченные судьбы нескольких поколений. И пример невероятного мужества людей, которые следуя голосу совести – вот уж поистине от мала до велика – поднялись на защиту своей Родины. Уже 24 июня в «Известиях», на первой полосе была опубликована «Священная война» Василия Лебедева-Кумача, практически сразу ставшая символом борьбы советского народа с фашистскими захватчиками.
1941-й год в нашем сознании ассоциируется прежде всего с началом войны. Но ведь были еще мирные полгода, насыщенные событиями в самых разных областях - «Известия» на своих страницах подробно рассказывали обо всем значимом, и сегодня опубликованные 76 лет назад материалы позволяют составить четкое представление о том, чем жили советские люди в преддверии трагического июня. В январе, к примеру, журналисты рассказывали, как упаковывались и транспортировались обратно в СССР экспонаты, демонстрировавшиеся на Всемирной выставке в Нью-Йорке (общий вес оборудования павильона вместе с экспонатами составил около 7000 тонн!), о вечерах ленинградского балета в Москве (в столице с успехом выступили солисты Театра оперы и балета имени С.М.Кирова), о том, что в крупных уральских городах намечено высадить новые, подходящие для местных условий сорта деревьев, кустарников и многолетних цветов. На лето, кстати, намечались и масштабные работы по озеленению Москвы. Страна готовилась втрое увеличить к 1942 году добычу природного газа, исследовались грязевые вулканы на Каспии – ученые пришли к выводу, что они свидетельствуют о наличии под морским дном «нефтяных площадей». Уделялось внимание качеству и эстетике детских игрушек, кондитерские фабрики в Москве («Красный Октябрь»), Ленинграде и Киеве готовились к выпуску шоколада с тахинной массой – новые плитки и батончики получили названия «Экспресс», «Самолет» и «Оборона». Как сообщали «Известия», в 40 километрах от Москвы, в Раменском районе начала действовать физико-географическая станция Института географии Академии наук СССР, в это же время в Ленинграде специалисты приступили к составлению первого географического словаря Арктики. В январе 1941-го научному сотруднику Эрмитажа профессору Андрею Борисову удалось расшифровать надписи на обнаруженном ранее в Армении древнем камне, что позволило значительно точнее оценить время зарождения армянской письменности (выяснилось, что это не V век нашей эры, а II век до н.э.), в связи с чем Эрмитаж должен был летом направить в Армению специальную экспедицию для поиска новых артефактов. Кстати, ночные шоу-программы, как выясняется, отнюдь не прерогатива нашего времени: 28 января «Известия» сообщили, что «Московский госцирк начал устраивать про субботам ночные представления» - первое называлось «В гостях у Карандаша» и, кстати, было раскритиковано газетой.
Номер от 22 июня полон разнообразной мирной информации. К примеру, 25 июня готовились широко отмечать 135-летие Харьковского государственного университета имени А. М. Горького, а 24-го – 230 лет с того дня, как войска Петра Первого взяли Выборгскую крепость (к Дню Военно-морского флота планировалось водрузить на прежнее место памятник Петру Великому в Выборге). В Историческом музее в Москве готовились открыть выставку, приуроченную к 100-летию со дня гибели Михаила Лермонтова. А еще рассказывалось о создании в Ленинграде фильма о работах археологической экспедиции в Старой Ладоге и о том, как опять-таки в Ленинграде, в тропических оранжереях Ботанического института Академии наук СССР, расцвело «оригинальное растение южно-африканских пустынь «Вельвитчия мирабилис»» - единственный в Советском Союзе экземпляр.
Ясно, что газета сдавалась в печать 21 июня, но, подчеркнем еще раз: за сутки до вторжения советские люди жили обычной мирной жизнью. 23 июня «Известия» не вышли, а с 24-го перед ними стояли уже принципиально иные задачи. Одна из главных заключалась в том, чтобы не дать людям упасть духом, сплотить их на борьбу с врагом. И редакция с ней успешно справлялась.
ПОСЛЕ
Вызывает невероятное уважение, что даже в такой тяжелейшей ситуации в стране в целом сохранялись спокойствие и организованность.
Да, очевидно, что среди высшего руководства царило некоторое смятение (то, что Сталин выступил по радио с обращением к народу только 3 июля -- тому подтверждение), но, тем не менее, в первые дни войны массовой паники не было, и публикации в «Известиях» свидетельствуют об этом. Впрочем, не было ее и потом – в открытых источниках можно найти данные о массовом бегстве из Москвы, но воспоминания очевидцев и газетные публикации свидетельствуют об обратном. В Москве, даже когда начались бомбежки, работали театры и кинотеатры, и в «Известиях» печатался их репертуар.
Редакция газеты перестраивается согласно требованиям времени: появляется военный отдел и вместе с ним новая должность – «военный корреспондент». Оставшиеся в тылу сотрудники «Известий» принимают обязательства работать за себя и за тех, кого призвали в Красную Армию, параллельно обучаются военному делу, в том числе обращению со стрелковым оружием.
Парад 7 ноября 1941 года, конечно же, имел колоссальное значение в эти первые военные месяцы -- как для укрепления духа советских людей, так и для психологического воздействия на противника. Репортаж с Красной площади (со снимками впоследствии знаменитых фотографов-фронтовиков Самария Гурария и Дмитрия Бальтерманца) соседствует на 2-й полосе газеты со сводками Советского Информбюро - на протяжении всех военных лет именно их читали прежде всего. Сегодня мало кто знает, что парады прошли и в других городах – в Куйбышеве (ныне Самара) его принимал маршал Климент Ворошилов, в Воронеже – маршал С.К.Тимошенко (подробная информация о них опубликована в том же номере «Известий» от 9 ноября, на 3-й странице).
В «Известиях» уже 25 июня появились материалы от корреспондентов газеты из военных округов с пометкой «По телефону». Затем прибавятся репортажи (автор многих – фронтовой корреспондент Евгений Кригер), в конце которых стоит указание фронта (например, Западный фронт) или пометка «Действующая армия».
Несмотря на тяжелейшее положение на многих направлениях (показательно, что в сводках Совинформбюро дается максимально подробная и объективная информация), на все необходимые меры военного времени, страна не выживает, но живет, и материалы в «Известиях» - веское тому доказательство. С июня выходят «Окна ТАСС», ведется издание военной литературы – художественной и научной. Ученые в Сталинабаде (ныне Душанбе) выводят новые сорта сахарного тростника, работают над тем, чтобы «получить больше редких технических и лекарственных продуктов из растений зоны сухих субтропиков», дать стране « больше сахара, каучука, фруктов». А в это время в Казани, в лаборатории Коллоидно-Электрохимического института Академии Наук СССР, разработали способ «водоупорной пропитки валяной обуви». Со ссылкой на ученых, корреспондент «Известий» 30 декабря сообщает, что «При ходьбе в такой обуви по воде она совершенно не впитывает влагу. В результате обработки вес валенка увеличивается примерно на столько, сколько весит обыкновенная галоша. Воздухопроницаемость и теплозадерживающие свойства сохраняются». Ну а 31 декабря «Известия» рассказали, в том числе, и об организованной Всесоюзным центральным советом профсоюзов новогодней елке в Куйбышеве, на которой до 11 января должны были побывать 35000 ребят. Им предстояло увидеть «представления-интермедии по сценарию Б. Резника, где участвуют Дед-Мороз (он же партизан), Снегурочка, которая пошла в медсестры, «Новый год», «Медведь», «Тимур и его команда»». Это всего лишь несколько разрозненных сообщений, но они – такие же бесценные свидетельства эпохи, как и фронтовые сводки.
1941-й. Героическая оборона Брестской крепости, Ленинграда, Москвы…Мы все помним, что враг дошел почти до самой столицы, но 5 декабря началось контрнаступление наших войск, успешно завершившееся в апреле 1942-го. Мог ли СССР избежать ужаса внезапного нападения гитлеровской Германии? Сегодня доподлинно известно, что Сталин получил донесение Рамзая – Рихарда Зорге, сообщавшего точную дату намеченного вторжения. Почему же он к ней не прислушался? Вряд ли мы когда-нибудь получим абсолютно точный и исчерпывающий ответ на этот вопрос.
Стихотворение года. В 1941-м в «Известиях» было опубликовано немало по-настоящему проникновенных патриотических стихов разных поэтов. И все же одно из них все-таки стоит выделить —«Советской женщине» Маргариты Алигер, напечатанное в номере от 25 июня 1941 года. Пронзительные строки с невероятной психологической точностью передают состояние женщины, оказавшейся лицом к лицу с войной, – когда любимый уходит под пули, когда сердце сжимается при мысли о судьбе маленьких детей. И надеяться можно только на себя. И нужно быть сильной…
Архив газеты "Известия":
Лица года:
Виктор Талалихин одним из первых советских летчиков, применил 7 июля на истребителе И-16 в ночном воздушном бою под Подольском таран против вражеского самолета и сбил «Хейнкель-111». Раненый Талалихин сумел с парашютом покинуть падающую машину. Уже на следующий день за этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В сентябре-октябре Виктор Талалихин сбил еще три вражеских бомбардировщика. Погиб герой 27 октября, успев в последнем бою сбить два немецких истребителя.
Николай Гастелло в 1939-м воевал на Халхин-Голе. Когда началась Великая Отечественная война, он служил командиром эскадрильи 207-го тяжелобомбардировочного авиаполка. Уже 24 июня 1941 года Николай Гастелло сбил немецкий «Юнкерс». А еще через два дня он совершил подвиг, стоивший ему жизни: направил подбитую машину (прыжок с парашютом означал бы плен) в автоколонну противника – были взорваны десятки единиц вражеской техники. За этот подвиг Николаю Гастелло был посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. 25 октября 1941 года «Известия» рассказывают о том, как чтут память героя на заводе в Горьком, где он работал, а 19 апреля 1942 года —об увековечивании его памяти на аллее Героев Советского Союза в Сталинабаде (ныне Душанбе).
Василий Лебедев-Кумач. В новый, 1941-й, год страна вступала под строки известного поэта Василия Ивановича Лебедева-Кумача (1898-1949 ) —в новогоднем номере «Известий» опубликовано его стихотворения «Хорошо шагать нам, Родина, с тобою!»: «Гарь войны над океанами клубится, В тяжких муках содрогается планета, Только Родина, как рыцарь светлолицый, Держит путь, бронею крепкою одета…». 24 июня в «Известиях» будет опубликована «Священная войнаЛебедева-Кумача, 5 июля - его же «Клятва труженика», а 25 июля, когда начались налеты вражеской авиации на столицу, - стихотворение «Москва готова к бою».