1938. В полосе затмения
«Меч» ревнителей чистоты партийных рядов, начав с Бухарина, продолжает крушить «Известия» и дальше. Репрессивная машина всё сильнее набирает обороты — в этом году расстреляны и Николай Бухарин, и его преемник на посту главного редактора Борис Таль, успевший продержаться в должности меньше года. У газеты меняются не только главные редакторы, но и имена — из «Известий ЦИК СССР и ВЦИК» она переименовывается в «Известия Советов депутатов и трудящихся»
В тот год в школах на Украине и в других советских республиках вводят русский язык как обязательный предмет — событие весьма значимое и сыгравшее существенную роль в формировании на территории страны единого культурно-духовного пространства. Надо отдать должное «Известиям»: несмотря на множество самых разных глобальных событий, они не забывали писать о важности изучения русского языка и литературы. Этому посвящались и журналистские материалы, и публикации классиков (яркий пример — опубликованное в марте архивное письмо А.М. Горького на эту тему). Были в 1938-м и другие значимые вехи. Взять хотя бы запуск в марте экспериментального телевещания в Москве.
В массовом сознании царили воодушевление (благодаря вполне реальным достижениям во многих сферах народного хозяйства) и тревога (военная угроза принимала всё более отчетливые очертания). А еще — идеологическое единение: неприятие любого инакомыслия и в принципе любой «инаковости» было жесточайшим. Осуждение «правотроцкистского блока» было громким. Листая «Известия» за март 1938 года, можно найти немало сообщений о том, как повсеместно клеймят позором «подлых наймитов фашизма и изменников родины» и благодарят доблестных «наркомвнудельцев». 13 марта, по страшному совпадению в день рождения «Известий», суд приговорил обвиняемых, в числе которых был и бывший главред газеты Николай Бухарин, к расстрелу. 15 марта Бухарин был вместе с другими осужденными расстрелян на полигоне «Коммунарка» в Московской области, там же и похоронен.
«На границе тучи ходят хмуро» — песня братьев Покрасс на слова Бориса Ласкина прошла сквозь десятилетия как одна из самых любимых в стране. А родилась она под впечатлением от событий июля-августа 1938-го, точнее вооруженного конфликта с японцами у озера Хасан. К осени внимание переключилось на происходившее в Европе: подписание 30 сентября соглашения о передаче Германии Судетской области (знаменитый «Мюнхенский сговор») показало реальную расстановку политических сил. Германия же в итоге значительно усилила свою военную мощь за счет «трофейной» оборонной промышленности.
Впрочем, руководство СССР, похоже, не собиралось ввязываться в затяжной военный конфликт. Иначе зачем было вкладывать более 3 млн рублей в восстановление исторических памятников Ленинграда и окрестных дворцов-музеев (об этом масштабном проекте подробно рассказывалось на страницах «Известий»), кардинально реконструировать Одессу?
Надо заметить, год оказался насыщенным в плане как научных изысканий в разных областях — от медицины (особое внимание уделялось борьбе с онкологией) до физических исследований (например, интенсивности космических лучей в верхних слоях атмосферы) — так и, несомненно, культурных сенсаций. Афиша 1938-го наполнена кино- и театральными премьерами: фильмы «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна и «Человек с ружьем» Сергея Юткевича, балет Александра Глазунова «Раймонда», в котором на сцене Кировского театра блистала Галина Уланова. Кстати, именно в 1938-м Совнарком признал труды Владимира Маяковского государственным достоянием. Было решено готовить собрание сочинений поэта.
24–25 сентября экипаж Валентины Гризодубовой со вторым пилотом Полиной Осипенко и штурманом Мариной Расковой на самолете АНТ-37 «Родина» установил международный женский рекорд по дальности перелета. Летчицы преодолели 6450 км по маршруту Москва —Дальний Восток за 26 час. 29 мин. и стали первыми женщинами, удостоившимися звания Героя Советского Союза. За кулисами триумфа скрывалась трагедия: самолет приземлился в тайге и во время поисково-спасательной операции погибли 16 человек.
За неделю же до этого вообще произошло необъяснимое: на Ямале средь бела дня на час вдруг наступила полная темнота — полоса затемнения шириной порядка 200 км двигалась с запада на восток.
Бестселлер 1938 года. В 1938-м Иван Папанин представил общему собранию Академии наук СССР научные результаты, полученные в ходе работы экспедиции на первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс». И в том же году вышла в свет книга Папанина «Жизнь на льдине. Дневник». Газета «Известия» откликнулась на нее обстоятельной публикацией. Автор материала Эзра Виленский писал, что это «документ большого напряжения, безгранично простой и увлекательный», в то же время отмечал невозмутимость и хладнокровие автора.
Архив газеты "Известия" 1938 год:
Лица 1938 года:
Константин Станиславский. Прославленный режиссер, педагог, реформатор Константин Сергеевич Станиславский 17 января 1938 года отметил 75-летие. А чуть больше чем через полгода, 7 августа, он ушел из жизни. На следующий день в «Известиях» в связи с этим было опубликовано сообщение ТАСС. В нем говорилось, что причиной смерти мастера стала болезнь сердца, обострившаяся 15 июня после напряженной работы над новыми постановками (имелись в виду «Тартюф» во МХАТе и «Пограничники» в оперно-драматической студии К.С. Станиславского).
Сергей Эйзенштейн. Премьера фильма «Александр Невский» состоялась 25 ноября 1938 года в Московском доме кино, а с 1 декабря он вышел в прокат в лучших кинотеатрах Москвы, Ленинграда, Киева и Минска, о чем сообщили «Известия». Съемочную группу ждал триумф — успех ленты сравнивали разве что с «Чапаевым», снятым на четыре года раньше, — и прежде всего, конечно же, режиссера Сергея Эйзенштейна. «Александр Невский» будет вдохновлять людей в годы Великой Отечественной. Тогда состоится его повторное возвращение на экраны.
Михаил Кольцов. Кольцов печатался с 18 лет. В 1936-м во время Гражданской войны в Испании он отправляется туда в качестве корреспондента «Правды» (и одновременно —негласного политического представителя СССР). Осенью 1938-го выходит его «Испанский дневник», которым многие зачитываются и сегодня. В «Известиях» от 18 сентября о книге подробно рассказала Татьяна Тэсс, назвав ее превосходной. В декабре 1938 года Кольцова арестуют в Москве по обвинению в антисоветском заговоре, в 1940-м расстреляют.