100 лет - 100 дней
Специальный проект 
к юбилею «Известий»
Портрет года Дмитрий Петров, Наталия Завьялова

1925. Стабилизация

В этом году акценты смещаются с международной повестки на внутреннюю политику страны. Власти определяют новый курс — на индустриализацию. На Страстной площади в Москве начинается строительство конструктивистского здания советского архитектора Григория Бархина. Проект разрабатывается специально для редакции и ее самой современной для того времени типографии. Сотрудники «Известий» едут в Германию закупать оборудование.

К. Е. Ворошилов и М. В. Фрунзе на параде Красной Армии в Москве. 1925 г. Фото: архив «ИЗВЕСТИЯ»

В начале года столица Норвегии, страны, активно помогавшей Советской России одолеть голод 1921–1923 годов, возвращает себе название «Осло», утраченное в 1624 году. Особенно помогал Советам норвежский ученый-гуманист Фритьоф Нансен, который убеждал правительства западных стран в необходимости помочь русскому народу. Он заявлял, что помогать русским в борьбе с голодом не значит поддерживать большевиков. Нансен много раз приезжал в СССР, организуя миссии помощи, а затем, когда бедствие было преодолено, пытался помочь властям в реформировании сельского хозяйства. Благодаря этим действиям он становится любимцем прессы — «Известия» пишут о нем регулярно. В 1925 году Нансен спасает армянских беженцев и заявляет в Лиге наций, что единственное место, где можно обустроить людей, бегущих из Турции от геноцида, — это Советская Армения, где царят мир и порядок.

Тем временем на юге Европы Бенито Муссолини заявляет, что готов стать диктатором Италии. На востоке японцы после заключения с СССР конвенции о дипломатических отношениях уходят с Сахалина, занятого ими в 1920 году.

​​​​​​​

Чуть позже «Известия» сообщают о заключении торгового соглашения между СССР и Германией. Европа продолжает идти к стабильности. Германия и Франция согласуют свои интересы, подписывая Локарнские соглашения, Прага, Париж и Варшава договариваются о взаимопомощи. Утверждается нерушимость границ.

Наряду с нормализацией ситуации в Европе сохраняется напряженность на Ближнем Востоке. В занятой Францией Сирии восстают друзы. Французский флот обстреливает Дамаск. Идет спор о Мосуле, который Лига наций решает в пользу Ирака. С момента краха Османской империи до наших дней Ближний Восток почти непрерывно остается зоной кризиса. К концу года Турция, опасаясь Антанты, заключает военный союз с СССР.

Внутри Советского Союза Михаил Фрунзе становится наркомом по военным и морским делам вместо Льва Троцкого, оставившего эту должность в январе.

Кроме того, в стране идет борьба и в культурной среде. ЦК РКП(б) в резолюции «О политике партии в области художественной литературы» осуждает нападки леворадикальной Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП) на так называемых попутчиков — авторов-интеллигентов. И призывает «поставить на службу революции интеллигенцию и идеологически отвоевать ее у буржуазии».

7 апреля умирает Патриарх Московский и всея Руси Тихон (Беллавин).

Противоречия в руководстве партии остры, их только отчасти разрешит XIV партийная конференция. Она осудит Льва Троцкого, считавшего невозможным строить социализм в одной стране, и примет решение: строить. На съезде договорились оставить борьбу за победу коммунизма в мире и взяться за свою деревню, завод, город — выступления об этом «Известия» публикуют в отчете о конференции.

Кроме того, на XIV съезде партии обостряется конфликт Льва Каменева и Григория Зиновьева с Иосифом Сталиным. Каменев теряет членство в Политбюро, а Зиновьев — контроль над Ленинградской парторганизацией, руководство которой доверяют Сергею Кирову.

Год завершается переименованием партии. Теперь она называется Всесоюзной Коммунистической партией (большевиков) — ВКП(б). На съезде звучит идея ускоренной индустриализации страны.

Архив газеты "Известия" 1925 год:​​​​​​​​​​​​​​


Лицо 1925 года: 

Сергей Есенин. Русский поэт, прославивший «шестую часть Земли с названьем кратким «Русь». Он упомянут на шестой полосе «Известий» рядом с рубрикой РАЗНОЕ. Автор — рапповец Леонид Авербах. Писатель и поэт Валентин Катаев не зря называл Есенина в «Алмазном моем венце» королевичем. «Известия» утверждают, что Есенин написал свое последнее стихотворение кровью — в чернильнице отеля не было чернил.

Наверх
О проекте:
Россия и «Известия»: 100 лет вместе. Каждый день мы публикуем материалы по году из истории газеты, истории страны: события, лица, знаковые статьи и архивные документы. Пройдите с нами по страницам прошлого.


Юбилейный номер газеты

Архив газеты


События


Лица
Наверх